Пять причин вятского бездорожья

Снег сошел вместе с асфальтом. Знакомая ситуация? Для нашего региона более чем.

«М» решил выяснить, в чем же истинная причина второй беды России? С этим вопросом мы обратились к председателю Контрольно-счетной палаты Кировской области Юрию Лаптеву, который озвучил свои выводы после подведения итогов проверки муниципальных дорог на территории региона.

Текст: Юлия Андреева

Юрий Лаптев, председатель Контрольно-счетной палаты Кировской области
Первая проблема

Отсутствие четкой системы исполнения бюджета на ведение дорожной деятельности. «Разделение полномочий на федеральном уровне привело к тому, что не стало единой структуры, которая бы сегодня всецело, а не номинально, отвечала за эффективное использование средств, – рассказал Юрий Лаптев. – Муниципалитетам, как правило, не до составления документов, они торопятся освоить выделенные средства. В итоге мы пришли к тому, что в большинстве муниципальных образований нет достаточной правовой базы, которая бы позволяла качественно планировать дорожную деятельность, нет нормативов финансовых затрат, нет гарантийных паспортов, то есть документов, по которым подрядчик обязуется в определенный срок устранить выявленные в ходе эксплуатации дорог дефекты».

Вторая проблема

Не все средства, которые определены законодательством в качестве доходных источников дорожного фонда, туда попадают. «Омутнинск, Кумены, Малмыж и ряд других районов, – привел пример руководитель КСП Кировской области, – не в полном объеме зачисляют остатки средств, которые сформировались на конец года в муниципальных дорожных фондах. Они уходят на покрытие текущих расходов. Есть примеры и нецелевого использования. В ходе проверок вскрылись факты, когда часть средств направлялась на заработную плату, обустройство свалок и уборку кустарников. Хоть это и незначительные суммы, но в условиях их катастрофичной нехватки каждая копейка должна быть на счету.

Третья проблема

Система торгов и отсутствие подрядчиков, которые готовы брать на себя небольшие объемы ремонтных работ. «Вятавтодор», как правило, берет только крупные объекты, – поясняет ситуацию Юрий Лаптев. – Каждый муниципалитет отдельно ищет себе подрядчика, готовит проектно-сметную документацию. Вот и получается, что на такие объекты часто заявляются иногородние организации с непроверенной репутацией, «непрозрачные», руководитель и бухгалтер которых после выигранных торгов приезжают на место и начинают нанимать рабочих, искать технику. При этом они демпингуют до таких цен, что те порядочные предприятия, которые бы могли изъявить желание поработать, просто уходят в сторону, поскольку для них репутация дороже».

Четвертая проблема

Низкое качество или отсутствие претензионной работы. «Мы подсчитали только по тем муниципальным дорогам, которые мы проверили, – сказал Юрий Николаевич. – Объем непредъявления штрафных санкций – 72 миллиона рублей. Никто не требует исполнять гарантийные обязательства подрядчиков, отдельные муниципалитеты, как я уже говорил, даже гарантийные паспорта не требуют».

И еще один интересный факт

Ни одно уголовное дело, которое возбуждалось по результатам проверки КСП, не удалось довести до логического завершения. «Приведу пример, – сказал Юрий Лаптев, – дорога стратегического назначения в Оричах, о которой уже не раз писали в СМИ, проводили журналистские расследования, но воз и ныне там. В 2014 году мы провели проверку с привлечением экспертов, которая показала, что 14,7 миллиона из 26 выделенных не были подтверждены. Есть все подписи должностного лица (бывшего главы администрации района). Но выводы КСП, как оказалось, не являются доказательством в суде, материал ушел в Следственный комитет, однако уголовные дела были прекращены».