День 4. В резиденции Тол Бабая (удмуртского Деда Мороза) и Обыды (удмуртской Бабы-Яги)

С 11 по 15 апреля «Hat Master» проводит вторую экспедицию в рамках проекта «За головными уборами героев русских сказок». Ниже представлены путевые заметки о четвертом, последнем дне экспедиции.


15 апреля

День 4. Вятские Поляны – Ижевск – с. Шаркан

Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз

Наша очередная поездка, завершающая вторую локальную экспедицию «За головными уборами сказочных героев России», стартовала вечером 14 апреля, когда мы выехали из Вятских Полян в Удмуртскую республику. Отсюда есть прямая дорога, но состояние ее, особенно в пору весенней распутицы, смутило Олега, потому едем по более надежному маршруту – через Татарстан. Расстояние при этом значительно увеличивается, зато движение по скоростному шоссе позволяет держать хорошую скорость. По мере продвижения к удмуртской столице Ижевску погода стремительно портится, ночью пошел сильный дождь, временами прекращающийся, но его тотчас же сменял густой туман. Сквозь плотный слой тумана экспедиционный автомобиль продвигался значительно медленнее, к тому же после города Воткинска дорожное покрытие стало таким же, как и на большинстве кировских дорог. В республике другой часовой пояс, потому плюсуем один час к московскому, прибываем в село Шаркан, что в 30 км от Воткинска, в 2 часа ночи. Пытаемся сориентироваться на местности, имея лишь общее представление о местонахождении заказанной нами заранее гостиницы: «Поедете по центральной улице, повернете на первом и единственном у нас светофоре направо, а там увидите баннер «Тол Бабай». Мы, собственно, так и поступили, приехав к некой гостинице; некоторое время спустя сонный сторож удивился нашему приезду, сказав, что никаких бронирований не было и нас здесь не ждут. Выясняем у него, как добраться до резиденции Тол Бабая (вроде там должна быть гостиница) и едем дальше. Слева оставляем какой-то водоем, похожий то ли на озеро, то ли на водохранилище, и упираемся в деревянный особняк с надписью «Кафе», а еще – в красочные ворота с традиционными удмуртскими узорами. Похоже, мы прибыли по адресу.

Наверх идет узкая лестница, по ней поднимаемся в очень уютный хостел, сегодня совершенно пустой (накануне выехали все постояльцы, не сезон уже), нас размещают в просторных 4-х и 6-местных номерах, здесь совсем тихо, нет никаких звуков, кроме веселой барабанной дроби дождя, который принялся хлестать снаружи с удвоенной силой. Уже третий час ночи по местному времени, потому сразу укладываемся спать, как говорится, утро вечера мудренее.

Утро началось совсем скоро, несмотря на пасмурную погоду в 4 часа было уже светло, все-таки разница даже в один час сказывается. Погода сменила гнев на милость, проливной дождь закончился, но небо по-прежнему хмурилось, готовое в любой момент разверзнуться не то ливнем, не то снегом, поскольку еще вчера мы почувствовали значительную климатическую разницу между Вятскими Полянами, где в момент нашего отъезда было +20, и вотчиной Тол Бабая с +6 тепла. Ничего удивительного в этом нет, мы же приехали, во-первых, на север, а во-вторых, к Деду Морозу.

В оговоренное заранее время за нами заходит Денис Владимирович, руководитель вотчины Тол Бабая, знакомимся с ним, на удивление молодым и энергичным шефом большого хозяйства – целой резиденции, раскинувшейся на нескольких гектарах живописных мест, называемых в народе «Удмуртской Швейцарией», наверное, потому, что здесь много высоких холмов, поросших густым сосновым бором, в низинах – ровные заливные луга. На Швейцарию не очень похоже, но красиво и атмосферно, по-своему самобытно. Официально это место называется «культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая».

На входе нас встречают костюмированные сказочные герои, парнишка мастерски играет на гармошке, девушки потчуют нас традиционным удмуртским зельем, сваренным из трав и содержащим изрядное количество алкоголя. Мы уже знакомы с этим национальным напитком со времени недавней поездки в этнокультурный комплекс Лудорвай, где проходила встреча с коллективом «Бурановские бабушки». Что ж, раз традиция такова, нарушать ее нельзя, в дань уважения и в честь нового знакомства опрокидываем по рюмке бодрящего зелья, тотчас же становится тепло и весело. Герои удмуртских сказок готовят нас к аудиенции у Тол Бабая, а потому разучиваем несколько фраз на их национальном языке.

«Ӟечбуресь!» – «Здравствуйте!» Так это будет – совсем просто и, главное, Дедушку Мороза порадует.

Обучение сопровождается веселыми конкурсами, дружескими объятиями в честь нового знакомства, как говорится, с утра нужно разогреться, особенно после горячительного напитка, называемого «сур» (готовится из хмельного сусла).

Сквозь высокие ворота заходим на территорию резиденции, прежде чем это сделать, нужно обязательно позвонить в висящие над вратами цветные колокольчики, чтобы все недобрые помыслы снаружи остались. Поднимаемся вверх по оттаявшей дороге, кругом – густой сосновый бор со стоящими между деревьев деревянными скульптурами и указателями. У Тол Бабая высокий, просторный терем, стоит он на вершине холма, вниз идет длинная ажурная лестница, по которой можно спуститься на безбрежный луг, частично застроенный разнообразными домиками сказочных персонажей. Усадьба включает в себя выставочный зал – избу Тол Бабая, уличную сцену, «Обыда-кар» – жилище удмуртской Бабы-яги Обыды, тюбинговые трассы и трассы проката снегоходов и квадроциклов, детский городок, кафе «У Тол Бабая», 3 кафе-беседки. Так что хозяйство у Деда Мороза обширное, всего нам за столь короткий визит обойти не удалось.

У терема видим явное оживление: местная удмуртская Баба Яга, называемая Обыда, пытается зайти внутрь, да никак не может открыть дверь. Котомка при ней, видать, надолго пришла и не от хорошей жизни. Наши гиды вступают с ней в долгую перепалку, в ходе которой выясняется, что у Обыды домик подтопило из-за быстрого таяния снега, ходить стало неудобно, а сапог у нее нет, старые износились, новых купить не смогла, хотя в городе много дней провела. Пришла она в терем к Тол Бабаю жить, да хозяина об этом не спросила. Что с Бабы Яги взять, она – дама бесцеремонная, на то и нечистью лесной зовется. Долго пытались ее отговорить в терем идти, а она все на своем настаивает: «Не пойду обратно – и точка». Видя ее решимость, пришлось пойти на уступки, но прежде Обыде предложили развлечься и заодно согреться, поиграть с гостями, чтобы она с миром нас пустила к хозяину зимы. И через метлу прыгали, и на метле с ней катались, круги нарезали – насмеялись вдоволь!

Вышла нас поприветствовать Снегурочка, по-удмуртски зовут ее Лымы ныл, тоже принялась уговаривать Обыду (Ягу), да только та – ни в какую:

– Пока, – говорит, – Тол Бабая не встречу – никуда отсюда не уйду, и шага обратно не ступлю. Вот.

Принялись мы все хором звать хозяина терема, изо всех сил кричали-призывали, и вот, наконец, появился сам повелитель снегов и метелей. В шубе фиолетовой, в меховой шапке, с огромной седой бородой, с посохом сказочным, волшебным.

– Ӟечбуресь! – кричим мы.

– Ӟечбуресь, гости дорогие, как же вы меня порадовали, даже язык мой выучили, – восхищается Тол Бабай. – И Обыда ко мне пожаловала, да еще с вещами, и каким это тебя ветром, соседушка, принесло в терем мой?

– Так ведь жить к тебе я пришла, у тебя терем большой, места много, глядишь – и приживусь, а почему нет? – ерничает она.

– У тебя же изба своя есть, большая, просторная, красивая, вон, под холмом стоит. Неужто тебе там места мало стало? – удивляется Тол Бабай.

– Места-то у меня, может, и много, я и сама не велика, да только сыро там стало, как снега растаяли – вокруг вода, а у меня и сапог нет. Никаких условий для жизни, лучше я у тебя в тереме поживу. Ну, хотя бы до лета, – не унимается Яга.

– С этим надо что-то делать, не место Обыде в тереме Тол Бабая, – сокрушается Лымы ныл (Снегурочка).

И тут свита их догадывается:

– Так может ей сапоги выдать – и пусть живет себе в своем доме?

– Действительно, почему бы и нет? – восклицает Тол Бабай. – А ну, Снегурочка, принеси ей сапоги новые, подарим мы их Яге, пусть носит да радуется, и вода ей будет не помеха.

Обыде вручают новенькие охотничьи сапоги, как раз по болотам ходить. Она с нескрываемым восторгом принимает их в дар, соглашается вернуться домой. Благодарит за веселые игры-забавы, откланивается и покидает нас.

Принимая приглашение, проходим внутрь терема и тотчас же попадаем в удивительную сказочную атмосферу: звучит музыка, повсюду – необычайные растения и животные, коих только в сказке можно встретить. Тол Бабай проводит для нас небольшую экскурсию по своим владениям: терем разделен на четыре зоны, каждой соответствует свое время года, среди диковинных сюрреалистических пейзажей – невероятные существа, из них узнаваем разве что только Серый Волк, бабочки здесь 3-метровой длины, с четырьмя лапами, толстым тельцем и крохотными крылышками, птицы экзотические сидят на ветвях, летучие мыши-вампиры замерли под сводами терема…

– Мое любимое время года, как вы, наверное, догадались, – это, разумеется, зима! – заключает Тол Бабай и начинает танцевать вместе с гостями на фоне своего трона, установленного перед высокой снежной горой со сказочными ультрафиолетовыми елями. На «разогреве» у гостей – сам хозяин, его верная помощница Лымы ныл и другие сказочные персонажи в национальных удмуртских одеждах.

Вдоволь наплясавшись, поводив хороводы и встроившись в этот удивительный мир зимней сказки, приступаем к «официальной» части торжественного приема. Прознав о нашей экспедиции, Тол Бабай, по примеру Российского Деда Мороза, решил подарить музею «Дом шляп» один из своих волшебных головных уборов. Торжественно передается нарядная, красочная шапка удмуртского Деда Мороза в руки Олега, а вместе с ней – напутствие, чтобы принесла она удачу и процветание музею, радовала его юных посетителей, оберегала от бед и напастей. Потому как шапка эта волшебная, от горячего сердца доброго зимнего волшебника.

Олег презентует Тол Бабаю ответный дар – оригинальную зимнюю шапку-ушанку, выполненную в стиле павлопосадского узорочья, ставшую символом кругосветной экспедиции «Hat Master», совершившую вместе с нами путешествие вокруг Земли в 2014 году. И в нагрузку к ней – совсем крохотная шапочка Мальчика-с-пальчика, разработанная специально для музея головных уборов народов мира, недавно открытого в г. Вятские Поляны.

Обменявшись дарами, вновь предаемся веселым танцам, ведь праздник – он никогда не кончается, когда душа поет, а в жизни есть место добрым, мудрым сказкам. Каждый день наполняется радостью и светом, как бы ни было трудно, добро всегда побеждает зло, этот жизненный принцип стал основным и в национальной сказочной традиции всех народов мира.

Тол Бабай прощается с нами, отправляясь на отдых, все-таки снега стаяли, пришла весна-красна, потому доброму зимнему волшебнику надлежит больше отдыхать. Хотя и в несезон у него много сказочных дел-забот: визиты на фестивали и Всемирные сказочные игры, на Дни рождения к героям других сказок, официальные встречи – дел не счесть.

Денис Иванович приглашает нас на чаепитие, в зале уже накрыт праздничный стол, установленный среди невиданных зверей и цветов, по традиции после веселого сказочного представления проходят небольшие деловые встречи для обсуждения перспектив сотрудничества и совместной «сказочной» деятельности. Опыт коллег из многих городов России чрезвычайно важен и полезен для нас, находящихся лишь в начале пути.

Культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая» является муниципальным учреждением, при этом активно работает с коммерческими структурами в рамках государственно-частного партнерства, благодаря чему удается реализовать самые смелые, амбициозные замыслы. Только за зимний период резиденцию Тол Бабая посетило свыше 33 000 туристов, в межсезонье здесь проводятся многочисленные мероприятия, включая крупнейший рок-фестиваль. Важной особенностью комплекса является наличие развитой, современной инфраструктуры, большая по площади территория, близость населенных пунктов, взаимопонимание с партнерами, готовность реализовывать совместные проекты. Сам комплекс на этом месте был открыт совсем недавно – 3 года назад, с тех пор стал одним из самых популярных мест посещения на территории республики. Особенно большой туристический поток идет из Пермского края и Кировской области (несмотря на крайне неудовлетворительное состояние дорог на границе регионов).

Мы благодарим Дениса Ивановича за радушный прием, за веселое, сказочное настроение, подаренное нам актерами, задействованными в театрализованном представлении (обычно привлекаются актеры Дома культуры), за ценный подарок музею. Приобретя забавные сувениры в расположенном в фойе терема сувенирном киоске, оправляемся в дальнейшее путешествие, на сей раз – к Обыде (удмуртской Бабе Яге). Впрочем, очень убедительный персонаж нас уже порадовал своим присутствием и убедительной игрой. Как впоследствии оказалось, не случайно! Но обо всем – по порядку.

Наш надежный экспедиционный автомобиль «Toyota Hilux» мчится по дорогам Удмуртии, время от времени весело подпрыгивая на колдобинах, по мере продвижения на юго-запад погода налаживается, дождик прекращается, а температура воздуха быстро растет. Вот уже выглянуло долгожданное солнышко, забортная температура на электронном термометре +18 градусов. Впереди – посещение резиденции удмуртской Бабы Яги, находящейся в отдаленном Граховском районе республики, в деревне Котловка.

Обыда – удмуртская Баба-Яга

Чем ближе мы подъезжали к владениям Бабы-Яги – костяной ноги, тем глуше становились леса, ухабистее дороги. Свернув с главной федеральной трассы, едем как по старинной гладильной доске в сторону села Грахово, центра одноименного района, по пути озадачиваемся вопросом, куда дальше сворачивать, так как навигатор в очередной раз выдает противоречивые результаты поиска. В одной из деревень, изредка встречающихся на нашем пути, видим стоящих подле дороги жителей, останавливаемся и интересуемся у них, задав естественный, судя по всему, в этих местах вопрос:

– Здравствуйте, до Бабы-Яги нам как доехать отсюда?

– Яга недалеко живет, вам надо в Грахово свернуть направо у больницы, и по грунтовке – на Котловку, там у дороги метлу ее увидите, – улыбаясь, отвечает женщина. – Довезете, может, нас до села?

– Спасибо за помощь, мы бы довезли, только вот машина полная (нас четверо), – говорит Олег.

– Ну хорошо, езжайте пока прямо, не заблудитесь, – загадочно произносит женщина.

После села действительно обнаружилась грунтовка, и в тот же миг тяжелые, свинцового цвета тучи, висевшие поодаль над горизонтом, разразились ливневым дождем, сверкнула молния, в небе гулко грохнул гром: первая в этом году весенняя гроза! Глина вмиг намокла, дорога стала скользкой. Пробираемся по единственной наезженной колее, стоит выбраться из нее – и автомобиль начинает возить и крутить из стороны в сторону на ставшей липкой красной глине.

Дорога становится все более экзотичной, для российской глубинки скорее аутентичной: одна колея, кругом – непролазная глина, и, если впереди встречное авто, приходится проявлять недюжинное терпение, чтобы хоть как-то разъехаться. Справа от дороги и впрямь видим забавную композицию из дерева, на ней – надпись: «Баба-Яга», над которой устремляется вверх характерная метла. Чуть поодаль, уже при въезде в деревню – наизабавнейшая деревянная скульптура, на ней – Яга в образе Статуи Свободы, вместо факела держащая в руке метлу. Такой поток креатива нечасто встретишь на российских просторах. Добираемся мы до Котловки, вновь теряем направление и едем прямо, чуть не упершись в реку, здесь уже явно окраина. Деревенька сама по себе совсем небольшая, зато есть магазин, детский сад и даже школа. Так что жители не чувствуют себя полностью отрезанными от большой земли, как во многих других российских деревнях, доживающих свой долгий век на бескрайних просторах страны.

Между тем дождик прекратился, во весь горизонт раскинулось голубое небо, отгоняя в сторону Ижевска медленно наступавший грозовой фронт. Еще несколько минут, и из-за туч вышло яркое вечернее солнце, осветив загадочную деревеньку вместе с «Резиденцией Бабы-Яги» (именно так называется место жительства сказочного героя). Стоит упомянуть о том, что главная российская Баба-Яга проживает в селе Кукобой Ярославской области, есть резиденции этого популярного сказочного героя и в других регионах России. На самом деле персонажей со сходными свойствами водилось на Руси немало, ведь каждый лес, по поверьям наших дальних предков, был населен как всевозможной нечистью, так и добрыми волшебниками, помогавшими заблудшим людям. Потому наличие нескольких Бабок-Ёжек не является несуразным. В каждом регионе – своя история об этом персонаже, олицетворявшем собой как отрицательные, так и положительные качества, о таинственной бабе (на Руси – уважительное обращение к имеющей детей матери, продолжательнице рода), ушедшей по старости от мирской жизни, практикующей знахарство, ведовство (знание высших основ мироздания), впоследствии в христианской народной традиции трансформировавшихся в колдовство, темные магические ритуалы, заговоры, порчу и т. д. Вместе с тем, Бабайка — фантастическое существо; старуха, которая пугает детей. По сообщению В. Даля, «детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от «бабы» и от «бабая» (Даль).

Происхождение слова «Яга» до сих пор остается спорным и не имеет однозначной трактовки. Яга(-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; – загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами, древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души. Русский этнограф Н. Абрамов в середине XIX века высказал предположение, что слово «яга» происходит от названия верхней одежды («яга» или «ягушка»), которую носили всегда шерстью наружу. Такая одежда в мифологии древних славян являлась обязательным атрибутом «нечисти». Этимология Бабы-Яги, возможно, относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как «йагья» – жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводится как «отшельник». Возможно, «яга» происходит от санскритского «ahi» – змей. В том, что Баба-яга костеногая (т. е., по сути, одноногая), исследователи видят ее сходство с образом змеи.

Существует множество и других версий происхождения имени этого сказочного персонажа.

Итак, мы подъезжаем к широким резным воротам, на которых красуется надпись: «Резиденция Бабы-Яги». Вместо ручек на дверях – деревянные колеса, рядом стоит резная красавица с керосиновой лампой в руке и отрешенно смотрит в пространство, будто заколдованная. На территории возле дома Яги – множество застывших в деревянных скульптурах персонажей, тоже как будто зачарованных. Здесь медведи, запряженные в телеги, богатыри, огромные грибы, лесные человечки, Леший, чуть поодаль – сказочный домик самой обитательницы этих мест, рядом с ним – коряга с лосиным черепом да транспортное средство Яги – ступа. Сама хозяйка тоже увековечена в дереве, в руках держит она увесистую метлу, поодаль застыла на ветви сова…

Впрочем, в резиденции Бабы-Яги не оказалось сегодня, сотрудники сообщили нам, что улетела она с утра в Ижевск по какой-то надобности, да вот все никак не вернется, видать, погода стоит нелетная, первая весенняя гроза пришла. И впрямь, добраться до областного центра отсюда непросто, расстояние немалое – что в ступе лететь, что по глинистым дорогам ехать.

В любом случае, почти в каждой резиденции сказочных героев мы встречались с образом Бабы-Яги, потому не предаемся разочарованию, а начинаем знакомство с обширным хозяйством, в которое входит пара просторных домов, две избушки-на-курьих-ножках самой Яги, одна – на территории центра, вторая, «загородная» – на берегу реки Яги (такое название носит крохотная местная речка). Еще здесь много разнообразных строений, есть веранда для проведения детских спектаклей и праздников на открытом воздухе, целый парк деревянных скульптур.

Помощницы Бабы-Яги передали нам от нее подарок – характерный головой убор в виде повязанного на лбу платка с копной седых волос. Еще один, уже одиннадцатый по счету экспонат «сказочной» коллекции. По уже сложившейся традиции Олег презентует резиденции этого мистического героя многих русских народных сказок фирменную шапку экспедиции «Hat Master» и рекламно-информационные материалы о городе Вятские Поляны и Музее головных уборов народов мира «Дом шляп». Обменявшись подарками, знакомимся с избой; на стенах представлена объемная выставка резных изделий из липы. Резьба по дереву, судя по всему, в большом почете у Бабы-Яги, местным мастерам действительно есть чем удивить взыскательных туристов. Повсюду на стенах красуются крупные композиции, выполненные по мотивам русских сказок, по библейским сюжетам.

На импровизированной сцене установлены необычные барабаны, судя по всему, изготовленные по старинной технологии. К счастью, рядом находится невысокий парнишка по имени Сергей, именно он вместе со своим товарищем мастерит музыкальные инструменты, играет на них, а также занимается резьбой по дереву. Просим его немного рассказать о каждом виде барабанов, представленных здесь, а также при возможности продемонстрировать, как на них играют. Сергей показывает необычный «барабан», скорее напоминающий стиральную доску с двумя ручками, при помощи палочек-колотушек он высекает дробь на этом инструменте, причем тональность регулируется силой и местом удара палочек по доске. Следующие два барабанчика он также смастерил собственноручно, они немного больше похожи на привычные нашему взгляду ударные инструменты. И, наконец, очередь доходит до больших, красочных барабанов, установленных в ряд на сцене, они дают гулкий, раскатистый звук, наполняя помещение мощными звуковыми вибрациями. Сзади на кронштейне подвешены резные дощечки и перевернутые вверх дном крынки разного размера, которые также являются своеобразными ударными инструментами. Наблюдаем с удивлением за игрой человека-оркестра, а затем дружно аплодируем Сергею. Отвечая на наши вопросы, он рассказывает о том, как изготавливаются барабаны, используются они во время проведения мероприятий, в теплое время года – на улице, аккурат напротив избушки Бабы-Яги, получается необычное дополнение к сказочному образу, надолго запоминающееся заезжей детворе.

После сувенирной лавки, в которой, как и положено у Яги, повсюду висят пучки целебных трав и грибов – ингредиентов для волшебного зелья лесной колдуньи, среди них – многочисленные поделки в виде избушек-на-курьих-ножках и самой Яги, летящей в ступе, с метлой в руках, выходим на улицу, наслаждаясь ярким солнцем, радующим в этот предвечерний час. Сергей предлагает провести нас тропой сказок к самому культовому месту резиденции, к избушке Бабы-Яги, находящейся на одноименной речке. Мы направляемся к окраине деревни, подле которой начинается густой кустарник и сразу за ним – дремучий сказочный лес. Доживающая свой долгий век деревенька остается позади вместе с пустующими домиками, покосившимися, готовыми вот-вот упасть, но упорно стоящими в ожидании своих почивших либо навсегда уехавших жителей. На ветвях безлистых могучих берез весело голосят птицы, впереди слышно журчание воды. Перед тропой – большой камень с надписью «Яга» и, естественно, верстовой столб с указателем: «Налево пойдешь – богатым станешь, направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – погибель найдешь». Но у нас ситуация безвыходная, потому идем прямо, к речке Яге.

– Почему-то налево никто у нас не ходит, – шутит Сергей, – никто богатства не хочет, наверное.

– И впрямь странно, все идут на погибель верную, к самой Бабе-Яге, ну и времена настали нынче, – поддерживаем его мы, направляясь по тропе, вдоль которой – сплошь сказочные герои, запечатленные в дереве, как будто зачарованные, стоят, сидят и смотрят на нас своими выпученными глазами. Здесь персонажи сказок «Репка», «О рыбаке и рыбке», фигуры русских богатырей, лешего, Кощея Бессмертного… У реки – высокие сказочные ворота с висящими по обе стороны «ловцами снов», это уже элемент культуры североамериканских индейцев. Речка совсем узкая, даже в пору разлива ширина ее – метра 3-4, не более.

– Половодье уже заканчивается, вода нынче высоко стояла, почти все здесь было затоплено еще пару дней назад, – говорит Сергей.

– Понятно теперь, почему Баба-Яга в город подалась, ждет, когда изба обсохнет и дорога будет к ней, – смеемся мы, подходя к очень живописной избушке, приютившейся на поляне среди густых зарослей деревьев и кустарника, заглядываем внутрь. – Уютно тут у нее, все для жизни имеется, даже печка и сундук, можно жить посреди леса.

– Если выживете, конечно, – загадочно намекает Сергей, как-то подозрительно улыбаясь. – Я месяцами в лесу живу, привычно уже.

Тут мы понимаем, что не все так просто, места здесь глухие, заколдованные, да и Баба-Яга хотя и прячется сегодня где-то, дух лесной старухи витает повсюду, вот и кости чьи-то лежат возле кострища… Надо бы отсюда ноги уносить подобру-поздорову.

Что мы в конце концов и делаем, как говорится, в гостях хорошо, а дома – лучше.

Благодарим Сергея и его коллег за знакомство с резиденцией Бабы-Яги, садимся в ставший совершенно грязным снаружи «Toyota Hilux» и направляемся обратно, только на сей раз решаем ехать не через Грахово, а напрямую, в Вятские Поляны, отсюда это около 90 километров по очень непростой дороге.

С кочки на кочку, автомобиль послушно несется по вятско-удмуртскому бездорожью, унося нас навстречу заходящему солнцу, в Вятские Поляны, где вскоре откроется новая музейная экспозиция, повествующая о самых популярных героях русских народных сказок, головные уборы которых мы собирали в ходе двух экспедиций, посетив несколько регионов России, лично познакомившись и с самими сказочными персонажами, и с руководителями резиденций, получив бесценный опыт взаимодействия, наладив связи со «сказочным» сообществом. Разумеется, интерес наш не случаен, связан с вполне серьезным проектом, рождающимся на вятской земле, но лучше «семь раз отмерить – один раз отрезать». Потому изучение этой необычной темы, ставшей сейчас очень популярной в России, поможет нам в разработке и осуществлении нового проекта, презентация которого состоится в начале августа нынешнего года во время проведения в Вятских Полянах Фестиваля шляп. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.


Следите за ходом экспедиций и читайте дневники путешественников на сайте проекта «Hat Master»: www.hatmaster.org.