ФГИС «Меркурий»: pro et contra

В июле исполнилось два года, как введена федеральная государственная система электронной сертификации «Меркурий». Мы выяснили, насколько она себя оправдывает и что о ней думают вятские пищевики.

С 1 июля 2018 года в России введена новая система электронной сертификации. Она стала обязательной для всех товаров из списка, который содержится в Приказе Минсельхоза России № 648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами». В список включены порядка 25 крупных групп товаров, продукция животного происхождения (в кодах ТН ВЭД).

АИС «Меркурий» предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному контролю грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории РФ. Одна из основных задач создания системы ? обеспечить прозрачность реализации продовольствия для того, чтобы не допустить в оборот некачественную, опасную для здоровья населения продукцию.

Сейчас в стране в системе «Меркурий» за сутки оформляется до 14 млн электронных ветеринарных документов. С начала 2020 года в нашем регионе оформлено свыше 25,4 млн ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде (эВСД).

Идеи государства – дело затратное

Введение новых правил в 2018 году предпринимательское сообщество Кировской области приняло с настороженностью. Вятская ТПП активно участвовала в просветительской миссии. Учебно-деловой центр Вятской ТПП проводил неоднократно семинары с привлечением сотрудников Россельхознадзора, которые разъясняли, показывали, обучали.

%d0%bf%d0%be%d0%bf%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0_%d0%b3%d1%80%d1%83%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%b0%d1%8f

Но первое, с чем столкнулись предприниматели, это очередные расходы. «Чтобы автоматизировать выписку и синхронизировать 1С с программой «Меркурий», мы вложили 300 тысяч рублей, – рассказала Ольга Попенова, учредитель компании, выпускающей продукцию под торговой маркой «Деревенская мечта». – Ежедневно выписываем по 50-80 ветеринарных сопроводительных документов. Для этого нам пришлось взять в штат двух специалистов: менеджеров по оформлению ветеринарной документации. В месяц это нам обходится в 70-80 тысяч рублей (зарплата с налогами, плюс оборудование и содержание рабочих мест, оплата за услуги ветстанции по входящему и исходящему ветеринарному контролю, ежегодная абонентская плата за работу программного обеспечения). Затраты, конечно, значительные, но по законодательству наличие ветеринарных сопроводительных документов – это необходимое условие для нашего производства».

All-focus

«Я не представляю, как работают мелкие предприятия, – продолжает мысль коллеги Ольга Метелева, директор ООО «СПК» (Куменский район). – Конечно, затраты немалые, мы, например, еще ко всем прочим «прелестям» шлюз были вынуждены устанавливать, который обошелся порядка 20 тысяч рублей, а сейчас его необходимо постоянно обслуживать, обновляя ПО. Ждем маркировку молочной продукции – это новые затраты и по сути двойная работа. Лучше бы эти средства потратить на развитие производства».

За что платим?

Безусловно, плюсы есть. Ольга Попенова, например, отметила переход с бумажных бланков в электронный формат, что несравненно удобнее, и автоматический учет продукции. Кроме того, ФГИС «Меркурий» помогает в электронном документообороте с федеральными сетями, работа в ней является необходимым условием международных стандартов качества и системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Система отслеживает и защищает производителей от недобросовестных поставщиков, помогает выявлению некачественных продуктов и фальсификата.

С целью предотвращения попадания в оборот опасной продукции и пресечения ее оборота в управлении Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике создана группа специалистов, которые осуществляют анализ вносимой информации в компонент «Меркурий» уполномоченными и аттестованными специалистами, контроль за производством и перемещением продукции, а также выявлением незаконно введенной в оборот продовольственных товаров, в том числе контрафактных, посредством «фантомных площадок» (отсутствуют по месту регистрации, но осуществляют производство или не имеют оборудования, но осуществляют производство подконтрольных товаров). Выявленные нарушения являются основаниями для назначения внеплановых проверок в отношении нарушителей. Так, в первом квартале проведено более 50 внеплановых проверок, в ходе которых изъято из оборота и уничтожено 66 партий, 479 кг опасной продукции. Всего же за истекший период 2020 года управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике выявлено свыше 270 нарушений.

Как рассказали специалисты ведомства, с помощью системы «Меркурий» в первом полугодии текущего года в России выявлено свыше тысячи фантомных площадок, из них 147 в Приволжском федеральном округе. Два предприятия-фантома найдены непосредственно в областном центре. Одно, не имея оборудования, «производило» сыр, продлевало срок годности сырному продукту. Из 115,97 кг сыра полутвердого «Кама» с м.д.ж. 45% производства ООО «Ува-молоко» (Удмуртская Республика) с датой изготовления 09.11.2019 и сроком годности до 14.12.2019 указанное юридическое лицо произвело 110,57 кг сыра в ассортименте (твердый «Голландский», «Российский», «Пошехонский», «Костромской», «Деревенский», «Итальянский») с датой выработки 02.12.2019 и сроком годности до 01.04.2020 под своей торговой маркой. Второе – в одном из магазинов осуществляло производство и реализацию мясных полуфабрикатов. Как объект ветеринарного надзора площадка юридического лица не была зарегистрирована в компоненте «Цербер» ФГИС «ВетИС», производственные эВСД в ФГИС Меркурий на вырабатываемую продукцию не оформлялись. Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридического лица у последнего отсутствуют сведения о производстве каких-либо мясных продуктов.

Система по-прежнему сыровата

Между тем, работая с ФГИС «Меркурий», пользователи нередко сталкиваются с рядом проблем и совершают ошибки, которые могут привести к штрафам и блокировке пользователей. Это говорит о том, что человеческий фактор вовсе не исключен, как планировали разработчики.

%d0%bb%d0%b5%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0Кроме того, как рассказала председатель правления областного общества пчеловодов «Вятка» Мария Леонова, серьезная проблема с вхождением в систему у тех, кто лишен широкополосного доступа в интернет (в селах, в деревнях).

Недовольны системой и представители розницы. Если, например, отсутствует интеграционный шлюз на оптовой базе, что позволить себе могут далеко не все, объем работы увеличивается в разы: эВСД оформляются через веб-интерфейс, однако, несмотря на заверения о том, что проблем с работой не будет, технические сбои бывают. Система, несмотря на два года работы, по-прежнему «сыровата» и требует доработки.

Кроме того, с увеличением с прошлого года перечня продукции, которая подконтрольна Госветнадзору, сегодня требуется больше времени на приемку. При этом, если поставщик некорректно оформил эВСД или просто в очередной раз зависла система, в приемке товара придется отказать.

Не совсем доработана и схема своевременного изъятия из оборота продукции. Как рассказывают представители розницы, к тому времени, когда проверяющие выявляют некачественный товар, в большинстве своем он уже бывает реализован.

Вызывает сомнение у представителей хозяйствующих субъектов и факт наличия в этой системе уполномоченных лиц. «По нашему мнению, – рассказала Мария Леонова, – предоставление доступа в информационную систему «Меркурий» с правом оформления ветеринарных сопроводительных документов уполномоченными лицами, не осуществляющими государственный ветеринарный контроль и не являющимися специалистами в области ветеринарии, – есть большой соблазн и возможность фальсифицировать ветеринарные сопроводительные документы, чтобы извлечь прибыль, а не подтвердить качество и безопасность».

Конечно, однозначно ответить, плохая или хорошая инициатива введения системы электронной сертификации, сложно, но ясно только одно: она требует дальнейшей адаптации для удобства пользователей. И многие эксперты сходятся во мнении, что ее нужно дорабатывать серьезно, а не бросать силы на введение новых, во многом дублирующих аналогов в виде маркировки на те же самые виды товаров.

Похожие статьи