Проверены временем

АО «Электропривод», одно из ведущих отечественных опытно-конструкторских бюро по разработке авиационного электротехнического оборудования, отмечает 65 лет со дня образования.

cat_2389_%d1%8d%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b2%d0%be%d0%b4-%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb_

В должности генерального директора – главного конструктора АО «Электропривод» Андрей Власов чуть больше полугода, но с производством знаком давно. Еще студентом 4-го курса он пришел на практику в расчетное КБ конструкторского отдела. Работа увлекла, да и серьезный, рассудительный студент сразу понравился наставникам, поэтому после окончания ВятГУ в 2002 году его с радостью приняли в коллектив. После службы в армии молодой специалист вернулся на авторитетное в своей отрасли предприятие, где прошел путь от инженера-конструктора до генерального директора – главного конструктора. За этот период получил и научную степень кандидата технических наук.

— Андрей Иванович, АО «Электропривод» было образовано как опытно-конструкторское бюро авиационной промышленности. В настоящее время предприятие продолжает свою работу в этом сегменте экономики или, возможно, открыло новые рынки?

– В настоящее время основным видом деятельности АО «Электропривод» все так же является разработка и изготовление авиационных электроагрегатов. На этот сегмент приходится более 50% в общем объеме выручки предприятия, но предприятие успешно работает и в других наукоемких отраслях: осуществляет поставки для нефтегазовой (39,2 %) и атомной (7,6%) отраслей.

— Наукоемкие отрасли являются движущей силой научно-технического прогресса. В чем особенности организации процесса производства на таких предприятиях?

– Деятельность предприятий, работающих в секторе наукоемких отраслей, связана с большим объемом исследований и разработок и подразумевает особый характер организации производства, органического соединения подразделений в единый научно-производственный комплекс. По итогам 2019 года доля выручки предприятия от выполнения НИОКР составила около 16%, прирост выручки от реализации инновационной продукции по итогам 2019 г. относительно предыдущего года – 7%.

— Генеральный директор АО «Электропривод» является еще и главным конструктором. Насколько оправданно сочетание в одном лице управленца и технического специалиста?

– Так сложилось исторически, что почти все генеральные директора предприятия являлись техническими специалистами.

Считаю, что сочетание в одном лице и управленца, и технического специалиста на предприятии, занимающемся разработками наукоемких изделий, оправданно, так как приходится выполнять очень разные функции от принятия управленческих решений до решения конкретных технических вопросов по разработке изделий.

Научно-технический семинар

— С 2009 года возглавляемое вами предприятие входит в состав холдинга «Технодинамика». Насколько комфортно работать в таком формате?

– Вполне. Остановлюсь на трех главных моментах. Первый – полное отсутствие либо максимальная минимизация конкуренции. Предприятия – участники холдинга не соревнуются между собой, поскольку выполняют разные виды деятельности, необходимые для производства единого конечного продукта. Холдинговые компании занимают большой сегмент на рынке, устраняя, таким образом, более мелкие конкурирующие компании.

Второй – большой масштаб ресурсов. Крупные холдинговые компании имеют большое количество производственных фондов, а также возможность привлекать наиболее квалифицированных сотрудников и крупные инвестиции.

Третий – обмен опытом. Часто в холдинг объединяются как производственные, так и научно-исследовательские предприятия, при этом все они имеют одну цель и решают ее, делясь опытом и дополняя друг друга. Разумеется, холдинг помогает с поиском заказов и продвижением продукции на рынке.

— Какие глобальные цели ставит перед собой предприятие? Что может способствовать выходу на мировой рынок?

– 2019 год был отмечен для АО «Электропривод» началом реализации проектов НИОКР, выполняемых для перспективного авиационного двигателя тягой 35 тонн (ПД-35) по договору с АО «ОДК-Авиадвигатель».

Одна из глобальных целей предприятия – завершение разработок для самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet NEW. Мы были первыми в разработке и по внедрению электропривода в систему управления механизацией крыла взамен традиционному гидроприводу. Сейчас разрабатываем уже не только электропривод, но и всю систему механизации крыла для самолета Sukhoi Superjet NEW. Ее установка на самолеты Sukhoi Superjet NEW будет способствовать выходу на мировой рынок, так как поставка самолетов планируется не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

— Предприятие периодически становится площадкой для проведения научно-технических семинаров. Как сложилась эта практика и каков научный потенциал АО «Электропривод»?

– Проведению научно-технических конференций на предприятии способствовал еще первый руководитель Леонид Николаевич Негодяев. Он уделял первостепенное значение росту квалификации и развитию технического потенциала специалистов. Первая научно-техническая конференция состоялась в 1966 году, вторая – «Перспективы развития самолетного электропривода и повышения эксплуатационной надежности электрических машин» – в 1980 году, темой аналогичного мероприятия 1990 года стали управляемые электромеханические системы.

В конференциях, приуроченных к юбилеям предприятия, принимали участие сотрудники Московского агрегатного завода «Дзержинец», Московского энергетического института, Кировского политехнического института, МСЗ им. Лепсе, МСЗ им. XX партсъезда, а также представители заказчиков.

В новом тысячелетии традиции продолжились. В 2018 году состоялся научно-технический семинар «Электропривод: теория, технология, практика и перспективы», посвященный 100-летию со дня рождения кандидата технических наук Леонида Николаевича Негодяева. Сегодня АО «Электропривод» располагает всеми необходимыми ресурсами для успешной деятельности, сохраняет традиционно высокий технический уровень и конкурентоспособность разрабатываемых и выпускаемых серийно изделий.

— Расскажите о взаимодействии с вузами.

– В рамках выполняемых НИР и ОКР АО «Электропривод» взаимодействует с опорным вузом Кировской области – Вятским государственным университетом. Сотрудничество развивается в области образования (целевое обучение, в основе которого лежит трехсторонний договор «вуз – студент – предприятие»), проведения учебной практики. Работники предприятия ведут преподавательскую деятельность, передавая свой опыт и знания будущим специалистам. Совместно с ВятГУ и созданным на его базе Инжиниринговым центром реализуем проекты в интересах Минпромторга РФ.

— Приближается дата празднования 65-летия со дня образования предприятия. В каком формате он пройдет?

– Широкие празднования в связи с ограничительными мерами отложены, но мы, безусловно, отметим работников, внесших большой личный вклад в развитие предприятия, в повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Продолжая традицию, проведем на базе предприятия бизнес-конференцию «Научно-технический комплекс АО «Электропривод»: современное состояние и приоритетные направления инновационной деятельности», на которую пригласим наших партнеров и заказчиков.

— Каким видите будущее АО «Электропривод»?

– Удерживающим лидирующие позиции, установившиеся в течение десятилетий среди отечественных опытно-конструкторских бюро по созданию электротехнического оборудования. Мы продолжим совершенствование производственной, испытательной, технологической и конструкторской базы, поиск и внедрение в ежедневную практику самых передовых научно-технических решений и технологий.

— Расскажите о коллективе предприятия?

– Успех любого предприятия зависит от сплоченной команды. Сотрудники предприятия имеют множество наград, в том числе свыше 360 правительственных – за достижения в создании новой техники и профессиональное мастерство. За заслуги в области конструкторской деятельности и многолетний добросовестный труд четверо сотрудников предприятия удостоены почетного звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации». Среди талантливых разработчиков лауреат всероссийского конкурса «Инженер года» и лауреат государственной стипендии за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Можно закупить новейшее оборудование, но без компетентных специалистов, способных решать поставленные задачи, без нормальных условий работы все будет бесполезно.

Будущее предприятия, его развитие в первую очередь основано на постоянном повышении квалификации персонала, позволяющей решать задачи, соответствующие современным реалиям жизни.

Вехи истории предприятия

Август 1955 года – на территории завода им. Лепсе образован филиал Московского агрегатного завода «Дзержинец».
1959 год – начало строительства собственных производственных корпусов: инженерно-конструкторского и лабораторного.
1965 год – предприятие окончательно сформировалось как опытно-конструкторское бюро.
1970-е годы – начинаются НИОКР по созданию вентильных электродвигателей.
1980-е годы – НИОКР по разработке унифицированных рядов электромеханизмов вращательного и поступательного движения, не уступающих по техническому уровню лучшим зарубежным аналогам. Развёрнуты работы по новому направлению «Автоматизированный силовой электропривод» на базе вентильных двигателей. Разработанный для военно-транспортного самолета Ан-70 электропривод управления закрылками ЭПЗ-77 стал первым не только в отечественной, но и в зарубежной авиационной технике, электроприводом нового поколения, внедренным в систему управления механизацией крыла взамен традиционного гидропривода.
1989 год – предприятие выводится из подчинения Московского агрегатного завода и получает статус самостоятельного.
1993 год – проведена приватизация предприятия. В этот период для атомной промышленности предприятие разрабатывает и поставляет электродвигатели ДП100-500-2,5 и 2ДП100-500-2,5, предназначенные для работы в составе сервоприводов для атомных реакторов РБКМ.
2006 год – активная диверсификация производства. Освоены компетенции по разработке, изготовлению и поставке комплектных систем электрозапуска газотурбинных двигателей газоперекачивающих агрегатов (далее ГПА) и электростанций (далее ГТЭС). Их применение взамен турбодетандерного запуска позволяет обеспечить повышенные требования по экологической безопасности и взрывобезопасности при эксплуатации ГПА и ГТЭС.
2008 год — ОАО «Электропривод», как стратегическое предприятие ОПК РФ, вошло в государственную корпорацию «Ростехнологии» (ГК «Ростех»).
2009 год – предприятие вошло в состав холдинга «Авиационное оборудование» (с марта 2015 года АО «Технодинамика»).
2020 год – завершается ряд НИОКР для перспективного авиационного двигателя ПД-14, продолжается разработка электроагрегатов для самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet NEW, предприятие приступило к реализации проектов по разработке и поставке комплектующих для авиадвигателей ПД-8 и ПД-35.

г. Киров, Октябрьский проспект, 24,
тел.: (8332) 23-13-83, факс: (8332) 23-25-10,
сайт:www.epv.ru, e-mail: mail@epv.ru

Похожие статьи