Финансовая грамотность с Анатолием Гавриленко

Заниматься развитием финансовой грамотности в России стали сравнительно недавно. Политика нашего государства в данном вопросе сегодня очень активная. Одним из идеологов развития этой темы в нашей стране является основатель ГК «Алор» Анатолий Гавриленко. Его также многие эксперты называют одним из отцов российского фондового рынка.

%d0%b3%d0%b0%d0%b2%d1%80%d0%b8%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%ba%d0%be111

— Анатолий Григорьевич, насколько тема развития финансовой грамотности актуальна сегодня для нашей страны?

– По инициативе и под руководством ведущих ведомств страны: ЦБ, Минфина, Роспотребнадзора, Министерства образования и других – динамично реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ, утвержденная правительством в 2017 году. В реализации этой стратегии, которая рассчитана до 2023 года, также участвует большое количество НКО и коммерческих организаций страны.

Год назад при поддержке ЦБ и участии еще 18 организаций была учреждена Ассоциация по развитию финансовой грамотности (АРФГ), которая активно включилась в эту работу. Например, 24-27 марта этого года по инициативе АРФГ и администрации Орловской области была проведена Первая цифровая неделя финансовой грамотности в регионах России. И подобная работа ведется в подавляющем большинстве регионов страны.

— С чего в России началось обучение финансовой грамотности? Какие предпосылки к этому были?

– Главные предпосылки – это желание государства защитить население от жульнических пирамид и открыть возможность улучшить материальное положение миллионов граждан, дав им возможность инвестировать в надежные государственные ценные бумаги.

А началось все с Экспертной группы по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР), которая совместно с ее региональными отделениями в апреле 2010 года провела в восьми крупнейших российских городах серию мероприятий. Они были направлены на повышение финансовой грамотности, прежде всего, конечно, населения. Позже эти встречи были объединены в масштабный проект «Неделя финансовой грамотности в регионах России».

В эти «пилотные» города поехали 34 участника финансового рынка и сотрудники ФСФР. А в июле 2017 года стартовал проект Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.

— Что входит в понятие «финансовая грамотность»?

– Финансовая грамотность – это формирование разумного поведения и ответственного отношения российских граждан к личным финансам, повышение эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

— Не секрет, что под видом семинаров по финансовой грамотности некоторые микрофинансовые организации продвигают свои услуги. Где проходит грань?

– Мы для себя вывели принцип, что каждый отечественный финансист обязан 1-2 раза в год встретиться с учащимися, с трудовыми коллективами или пенсионерами и рассказать о положении на финансовом рынке, его особенностях, новых возможностях и рисках. И это работает. В год проходят по 50-60 тысяч таких встреч.
Разница в том, что грамотность – это о самом рынке и его особенностях, а реклама – это о конкретных компаниях и их услугах. Те же микрофинансовые компании, которые под видом повышения грамотности пытаются продать свои услуги и продукты, поступают нечестно. На них можно пожаловаться в специальную службу ЦБ, и им точно не поздоровится.

— Оцените уровень финансовой грамотности населения России, особенно в регионах. Почему обучение идет неравномерно?

– На мой взгляд, население у нас в большинстве своем грамотное. Но финансовый рынок сам по себе весьма непростой, а сегодня еще и очень быстро развивается. Появляются новые правила пенсионного обеспечения, виды страхования, народные облигации и многое другое. А еще всему этому надо научиться и уметь пользоваться с помощью цифровых устройств.

ЦБ и Минфин многое делают, чтобы эта работа велась равномерно во всех регионах. Но результат зависит и от региональных администраций и областных организаций. Например, АРФГ предлагает сотрудничество со всеми регионами. Во многих из них уже работают советы по финграмотности, есть региональные планы по этой работе. Главное, понять, что это нужно и важно для людей.

— Как учат финансовой грамотности за рубежом? И какие инструменты применимы к нашей действительности?

– Везде примерно одинаково. В Великобритании, например, вот уже лет пять начинают учить финансовой грамотности детей дошкольного возраста. А мы пока только собираемся.

— Как вы видите дальнейшее развитие российского института финансовой грамотности?

– Сегодня очень надеюсь на волонтерское движение среди участников финансового рынка. Я его называю интеллектуальным волонтерством. Волонтер для меня это в первую очередь свободный и успешный профессионал, у которого есть возможность и потребность безвозмездно делиться личностными ресурсами и опытом. А таких, я уверен, на отечественном финансовом рынке десятки тысяч человек. И я очень хочу, чтобы эти тысячи профессионалов стали настоящими проводниками финансовой культуры и знаний в нашей стране. Уверен, что ЦБ и Минфин это всячески поддержат.

Похожие статьи