Какой быть процедуре досудебного оспаривания кадастровой стоимости?

Вице-президент Вятской ТПП Андрей Усенко в рамках системной работы палаты по теме кадастровой оценки провел нулевые чтения законопроекта в ОП РФ.

На площадке Общественной палаты РФ прошло нулевое чтение проекта федерального закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки».

Понятие «государственная кадастровая оценка» (ГКО) закреплено в ст. 3 Федерального закона № 237 «О государственной кадастровой оценке». Она проводится по решению исполнительного органа государственной власти региона.

По сути, кадастровая стоимость объекта не что иное, как его рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки. При проведении независимой оценки правообладатель может получить кадастровую стоимость в размере рыночной с учетом индивидуальных особенностей объекта, например фактического износа здания, формы и рельефа участка, нахождения его в зоне подтопления и т. д.

Модератор нулевых чтений, член Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Андрей Усенко отметил, что во многих регионах по-прежнему остаются открытыми вопросы и противоречия при проведении кадастровой оценки.

«В настоящее время государственная кадастровая оценка нуждается в изменениях и доработке нормативных актов. Предлагаю обсудить вопрос: должно ли у собственника недвижимости быть право установить в суде кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости? А также рассмотреть механизмы совершенствования института досудебного оспаривания кадастровой стоимости. В действующем законодательстве устанавливается, что отчеты об оценке рыночной стоимости для цели оспаривания кадастровой стоимости рассматривают в регионе специальные комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости, в законопроекте предлагается возложить эти полномочия на государственные бюджетные учреждения (ГБУ). Кроме того, в проекте закона с ГБУ снимается ограничение на проведение независимой оценки любых объектов, кроме объектов недвижимости, благодаря чему ГБУ получают неконкурентные преимущества перед частными оценщиками, что недопустимо», — подчеркнул он.

p1dpna41jhqr61pa31h871s86bli6_700

Андрей Усенко также обратил внимание на такой аспект, как профессиональная квалификация специалистов по кадастровой оценке и контроль качества отчетов об определении кадастровой стоимости, заявив, что ситуация со специалистами по регионам неоднородная.

Председатель совета национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков «Союз СОО», председатель Комиссии по ГКО и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре Алексей Каминский высказал мнение, что радикальные реформы в сфере кадастровой оценки могут привести к негативным последствиям и стоит быть осторожными при принятии новых поправок.

По мнению эксперта, в результате внедрения нового законодательства институт оспаривания будет фактически ликвидирован. А без этого невозможно обеспечить справедливое налогообложение, баланс интересов между органами государственной власти и налогоплательщиками.

Директор Санкт-Петербургского ГБУ «Кадастровая оценка» Сергей Грибовский согласился с тем, что без процедуры оспаривания не может существовать институт кадастровой оценки. Он выступил за сохранение комиссий как инструмента оспаривания кадастровой стоимости в размере рыночной в досудебном порядке.

Директор департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексей Бутовецкий обратил внимание участников на понятийный аппарат. По его мнению, оспаривание не синонимично установлению кадастровой стоимости в размере рыночной.

Подводя итоги встречи, Андрей Усенко подчеркнул, что все прозвучавшие предложения войдут в заключение ОП РФ и будут направлены в Госдуму для учета позиции гражданского и бизнес-сообществ при рассмотрении законопроекта.