В РЖД услышали Вятскую ТПП

Вятская ТПП выражает благодарность РЖД от лица всех предприятий-экспортеров АПК за оперативное реагирование и решение вопроса с выделением дополнительных вагонов в марте для перевозки лесоматериалов.

Заседание Комитета по промышленному лесопользованию, деревообрабатывающей промышленности Вятской ТПП прошло весьма эмоционально и затянулось практически на два часа. В пресс-центре не было свободных мест: на мероприятии присутствовали руководители Горьковской магистрали РЖД, «Федеральной грузовой компании», «Первой грузовой компании», АО «Ттрансконтейнер», Министерства лесного хозяйства Кировской области, Министерства транспорта Кировской области, главы районов и лесоэкспортеры со всего региона (от Опарино до Кильмези).
img_8453
Инициатива встречи с участниками комитета исходила от представителей Кировского территориального отделения Горьковской железной дороги. Об этом сказал во вступительном слове старший вице-президент Вятской ТПП Юрий Исупов. Также он напомнил, что вопрос перевозки древесины неоднократно поднимался на заседаниях комитета в течение последних полутора лет, делегация от региона выезжала в Совет Федерации для работы в рамках депутатских слушаний.

Поводом для данной встречи послужила обеспокоенность ГЖД снижением объемов перевозки лесной продукции железнодорожным транспортом. Заместитель начальника ГЖД по Кировскому территориальному управлению Сергей Шагалов рассказал, что в 2018 году наблюдался рост объемов отгрузки: всего было перевезено 2 786 835 тонн лесной продукции, что на 22,6 % выше в сравнении с 2017 годом. Сегодня специалисты отмечают тенденцию к снижению. «За 20 дней февраля мы отстаем по погрузке к уровню прошлого года на 45 360 тонн», — отметил Сергей Георгиевич.

Причем, как оказалось, снижение отгрузки железнодорожным транспортом прослеживается не только по международным перевозкам, но и по внутрероссийскому сообщению. «Отгрузки на Северную железную дорогу — 84% к уровню прошлого года, Северный Кавказ – 60% , а если брать Москву и Московскую область, то этот процент к уровню прошлого года составляет всего лишь 0,9%. То есть если в прошлом году по Московской области мы в сутки грузили в среднем 500 тонн, то сегодня эта цифра составляет не больше 5 тонн, — привел данные Сергей Шагалов.

Участники комитета назвали объективные причины снижения внутрероссийских перевозок. Ситуация связана со снижением закупок перерабатывающими производствами. В частности фанерный комбинат «Кроношпан» в г. Егорьевске перестал закупать сыре и баланс у вятских лесозакотовителей. «По снижению отгрузки по Северной железной дороге, — поделился информацией директор Березовского леспромхоза Иван Малышев, — не могут повлиять ни грузоотправители, ни РЖД. «Филиал АО «Группа „Илим“ в г. Коряжме» (Котласский ЦБК) зимой занимается автовывозкой». Альтернативой является погрузка для «Кастамону интегрейтед Вуд Индастри». Региональный менеджер «Кастамону интегрейтед Вуд Индастри» Наталья Овчинникова обратила внимание, что компания сырье берет, но в ограниченных количествах, так как склады полные. Более того, из-за высоких издержек при транспортировке железнодорожным транспортом ограничивается возможность приема лесоматериала с северных районов – Подосиновец, Луза, Пинюг.

Также речь зашла об эффективности взаимодействия предприятий-лесоэкспортеров с РЖД. Среди проблемных моментов – необходимость более оперативного согласования и в необходимых объемах отгрузок на экспорт, в том числе и в Китай. При этом представители предприятий сказали, что леслматериал у многих уже давно подготовлен и если его не отправить в ближайшее время, то он начнет портиться. Ряд выступающих остановились на практике применения РЖД штрафных санкций. Отметили их несоразмерность в виде 5-кратного размера к тарифу даже по формально допущенным нарушениям.

Константин Сетчихин, представляющий на комитете ООО «Вятская Лесная Компания», пояснил что сегодня ситуация у лесоэкспортеров крайне сложная. «Вопрос встает в планировании, — сказал он, — компания наращивает мощности, а потом просто встает, так как не может отгрузить, и те инвестиции, которые были вложены в закупку, трудовые ресурсы — не работают. Это приводит к тяжелым последствиям для компании. Нам нужно понимать: либо надо перенаправлять контракты, либо переделывать договора. Если бы РЖД обещали дать, например, 30 вагонов, то компания могла бы нарастить необходимые объемы. Но сегодня никто не может дать гарантии в своевременной и в нужном количестве поставке вагонов».

Представители РЖД пообещали разобраться с данным вопросом, особенно, что касается согласованных объемов отправки на Китай. Они обратились в Вятскую ТПП с просьбой обобщить информацию о законтрактованной лесопродукции, с тем, чтобы в апреле-мае предоставить возможность отгрузки в нужных для экспортеров объемах.

Вятская ТПП начала заниматься данным вопросом.

27 февраля в Вятскую ТПП от ряда экспортеров поступила информация о знаковом событии: железная дорога начала активно согласовывать отгрузки на Китай. Более того, для нашего региона были выделены дополнительные вагоны: в марте их количество увеличат в два раза по сравнению с февралем.

Вятская ТПП продолжает держать ситуацию на контроле.