Обзор законодательства: экспертиза изменений в Закон о СРО и другое

ТПП РФ рассмотрела проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты РФ», поступивший из Администрации Президента РФ. Приводим ряд ключевых замечаний.


– Законопроектом вводится запрет на выдачу членом СРО доверенности членам этого СРО, работникам или самому СРО на представление интересов на общем собрании. При этом запрещается выдача более двух доверенностей одному лицу. Данные положения вводят необоснованные ограничения прав членов СРО.
– На современном этапе развития системы саморегулирования преждевременным является введение принципа солидарной ответственности членов СРО по ее долгам как механизма реального возмещения ущерба. Предполагалось, что этот механизм должен способствовать очищению профессии от недобросовестных специалистов и укреплению позиций добросовестных экспертов. Однако наличие значительного числа судебных ошибок и несформированность системы качественных профстандартов может привести к обратному эффекту. Добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, что сделает невыгодной добросовестную конкуренцию. Представляется, что принцип субсидиарной ответственности на современном этапе развития саморегулирования является более эффективным.
– В законопроекте компенсационный фонд устанавливается в качестве единственного системообразующего фактора имущественной ответственности членов СРО. Это не соответствует сути саморегулирования. Лучшая мировая практика и российский опыт показывают, что эффективное обеспечение ответственности должно базироваться на множественности инструментов имущественной ответственности и праве свободного выбора для гарантирования возмещения ущерба.
– Спорной является обязанность СРО размещать средства компенсационного фонда исключительно через управляющую компанию. На современном этапе это приводит к системному обесценению фондов.
– Законопроектом установлен максимальный размер компенсационной выплаты из фонда по одному требованию. Он составляет не более половины размера его средств. Такой размер слишком велик, что может повлечь риск утраты компенсационного фонда после нескольких случаев, а также лишение членов СРО права на осуществление профессиональной деятельности. Выплаты по одному случаю не должны превышать 10% от размера компенсационного фонда.
– Необходимо исключить положение, преду-смотренное ч. 2 ст. 25 №315-ФЗ, о том, что СРО, входящие в Национальное объединение, должны в своем составе иметь более 50% участников рынка. По мнению Палаты, недопустимо устанавливать законодательные преимущества для «крупных» СРО во избежание манипулирования рынком.
Заключение Палаты было направлено в Администрацию Президента РФ. С полным текстом можно ознакомиться на официальном сайте ТПП РФ.

 

 

Курортный сбор не поддержан социальными партнерами

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен разработанный Правительством РФ проект ФЗ № 169585-7 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях». Он устанавливает курортный сбор в размере 100 руб. с человека за день пребывания и перечень лиц, освобождаемых от его уплаты. Эксперимент – с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно.
ТПП РФ направила в Комиссию отрицательное заключение. Основные замечания:
— установление сбора может привести к перераспределению турпотока в пользу зарубежных курортов;
—  прогнозируемый объем поступлений превысит ежегодную потребность в таких средствах почти в 10 раз;
—  возрастут расходы обязательного социального страхования на оплату санаторных путевок инвалидам III группы и работникам на долечивание после производственной травмы, командировочные расходы и др.
Проведение эксперимента целесообразно перенести на более поздний период, когда конъюнктура рынка станет более благоприятной и завершится классификация гостиниц, что будет способствовать упрощению администрирования сбора.
Размер курортного сбора целесообразно снизить и устанавливать в виде разового платежа. Распространение курортного сбора на всю Россию представляется необоснованным, поскольку вся территория страны курортом не является.
Проект требует существенной доработки с участием представителей бизнеса.

 

Елена Мякишева, адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры»:
– Нормы, регулирующие деятельность СРО, действительно нуждаются в совершенствовании, но предлагаемые изменения неоднозначны.
Например, запрет на выдачу двух доверенностей одному лицу имеет под собой основу, так как призван обес-печить реальное участие членов СРО в принятии решений по вопросам ее деятельности.
В то же время возложение солидарной ответственности членов СРО по ее долгам может вызвать массовый отток представителей из соответствующих профессий, а предлагаемые правила о компенсационном фонде вряд ли обеспечат действительную защиту интересов лиц, ради которых такой фонд создается.
Представляется более правильным предложить СРО несколько способов обеспечения своей имущественной ответственности. Например, страхование, компенсационный фонд, независимая гарантия и т.д.

 

 

Как совершенствовать налоговую политику

ТПП РФ подготовила предложения по совершенствованию налогового законодательства.
1. Необходимо принять закон прямого действия «О неналоговых платежах в РФ», который позволит систематизировать уплату указанных платежей, установить правила их введения и изменения, а также закрепить общие правила администрирования платежей.
2. В рамках «налогового маневра» предлагается сохранить для бизнеса действующие налоговые условия. При этом сосредоточить внимание на точечных изменениях, позволяющих сократить административные издержки предпринимателей на подготовку и сдачу налоговой отчетности, скорректировать порядок применения норм законодательства по отдельным налогам и др.
3. Установить единую ставку страховых взносов без разделения по видам страхования. Это позволит уплачивать взносы по одному счету, а их дальнейшее распределение будет производиться по установленной формуле в каждый государственный внебюджетный фонд.
4. Внести ряд дополнений в НК РФ в части установления порядка учета убытков прошлых лет. Если при проведении проверки убытки прошлых лет были зафиксированы и приняты, то пересмотр их размера не допускается. Предлагается в рамках налоговой проверки составлять отдельный акт по учету убытков прошлых лет.
5. При проведении реорганизации предложено отменить норму, согласно которой в процессе реорганизации лицо должно подтвердить фактическую уплату НДС для принятия его к вычету правопреемниками. Также уточнить порядок расчета налогооблагаемой базы для расчета страховых взносов, порядок оценки имущества и др.
6. При взимании НДФЛ необходимо урегулировать порядок получения и учета дивидендов, выплачиваемых реестродержателем по поручению АО, упростить порядок учета по форме 6-НДФЛ (предоставлять форму раз в год, а не ежеквартально) и др.
7. Предложено уточнить состав расходов по налогу на прибыль организаций, например, признать возможность единовременного учета расходов на подключение к объектам единой национальной электрической сети, учитывать расходы на монтаж объектов незавершенного строительства (позволит равномерно распределить расходы до завершения строительства), учитывать затраты на благотворительность и др.
8. В части уплаты НДС предложено уточнить порядок применения льгот при транспортировке нефти трубопроводным транспортом, при предоставлении транспортно-экспедиционных услуг. Сохранить льготные ставки по железнодорожным и авиаперевозкам. Вывести из-под налогообложения получение государственных и муниципальных субсидий (сегодня суммы субсидий фактически уменьшаются на суммы уплаченного НДС (10-18%) и др.
9. Для совершенствования налогового администрирования предложено увеличить сроки предоставления документов в налоговые органы с 5 до 10 дней. Отменить норму об ответственности за непредставление пояснений в налоговые органы (это право, а не обязанность налогоплательщика). Предусмотреть возможность предоставления истребуемых документов не только почтой, но и транспортно-экспедиционными организациями. Пересмотреть порядок введения и изменения форм отчетности и др.
10. В части применения налоговых льгот предложено установить на законодательном уровне сроки, в течение которых Правительство РФ должно принимать или обновлять перечни льготируемого оборудования/товаров (отсутствие таких перечней не дает возможность воспользоваться льготой). Кроме того, увеличить или снять ограничения по имущественным налоговым вычетам по НДФЛ позволит стимулировать покупку нового жилья, производить больше вложений в ПИФы и др.
Указанные предложения Палаты были направлены для проработки в Комитет Государственной думы по бюджету и налогам и в Министерство финансов РФ.

 

Коротко

  •  12 августа 2017 года вступит в силу Постановление Правительства РФ №531, которым изменены основные принципы определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок, условия, сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности РФ.
  • Правительство РФ приняло постановление №561 «О реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД». Цель принятых решений – оптимизация бизнес-процессов, унифицирование системы регулирования, координации и контроля ВЭД в государствах ТС и ЕАЭС при взаимодействии федеральных органов и организаций.
Похожие статьи