Госзаказ под контролем прокуратуры

Shish

Задолженность перед бизнесом по госзаказам сократилась на 63,3 млн рублей за 2,5 месяца, после того как прокуратура привлекла должностных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.

Как прокуратура области отвечает на вызовы времени, рассказал начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства, старший советник юстиции Александр Шишкин.

— Александр Сергеевич, какие задачи в условиях турбулентности глобальной экономики поставлены перед органами прокуратуры?
— Наличие неблагоприятных внешних факторов обусловило пересмотр организации прокурорского надзора, сосредоточение усилий на приоритетных задачах. Главными сегодня стали надзор за исполнением законодательства в экономической и социальной сферах, гарантирующего нормальное функционирование основных секторов экономики, и охрана прав и свобод граждан.
Прямым следствием кризиса является в первую очередь рост безработицы и снижение уровня жизни. И не секрет, что такого рода процессы сопровождаются нарушением трудовых и социальных прав трудящихся. В этой связи указанием Генерального прокурора Российской Федерации (от 08.06.2015 №287/7) «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов» прокурорами акцентировано внимание на вопросах полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдении прав граждан при увольнении, социальной защите от безработицы. В тесной взаимосвязи также решаются задачи по недопущению необоснованного роста цен на товары первой необходимости и лекарства, незаконного увеличения тарифов ЖКХ.
Не менее важная задача прокуратуры – контролировать расходование денежных средств, выделенных на реализацию мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, на другие целевые программы, а также закупки для государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, придерживаясь строгой позиции по устранению нарушений законодательства, допускаемых хозяйствующими субъектами, органы прокуратуры не меньшее внимание уделяют интересам малого и среднего бизнеса, который в условиях переживаемого экономического кризиса остро нуждается в государственной защите.

— Каким образом защищаете права местных предпринимателей?
— Благодаря прокурорскому вмешательству удалось ликвидировать ряд административных барьеров и нарушений прав хозяйствующих субъектов в сферах землепользования и строительства, торговли и ярмарочной деятельности, правоприменительной деятельности по оказанию публичных услуг.
К примеру, в Кирово-Чепецком районе и городе Кирове прокуроры пресекли практику необоснованных отказов муниципалитетов в выдаче градостроительных планов земельных участков. В Котельничском и ряде других районов внесены представления в связи с выявлением случаев не включения органами местного самоуправления в градостроительные планы земельных участков необходимых данных, в том числе о технических условиях подключения расположенных на них объектов.
Прокурором г. Кирова, прокурором Омутнинского района, слободским межрайонным прокурором пресечены случаи нарушения порядка и сроков выдачи застройщикам разрешений на строительство и отклонение возводимых объектов от предельных параметров.
В 2016 году прокуратура освободила от проверок более 400 хозяйствующих субъектов, на которых распространялись «надзорные каникулы». Сократилось число внеплановых выездных проверок, что, несомненно, снизило уровень административного давления на предпринимательство.
В 2015-2016 гг. по заданиям Генпрокуратуры и по собственной инициативе прокуроры области провели масштабные проверки соблюдения прав субъектов малого и среднего бизнеса в сфере земельных отношений, инвестиционной деятельности. Только в текущем году выявлено более 1,5 тысячи нарушений в этой сфере, опротестовано почти 500 незаконных правовых актов и привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 120 виновных.
По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 9 должностных лиц контролирующих органов. К примеру, 18 мая по результатам рассмотрения возбужденного прокурором Лузского района дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ к административной ответственности привлечен специалист по муниципальному жилищному контролю администрации Лузского городского поселения. Внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Лузское управление ЖКХ и строительства» проведена в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 20 ЖК РФ.
По постановлениям прокурора Нолинского района к административной ответственности привлечено 5 должностных лиц органов местного самоуправления в связи проведением плановых проверок, не включенных в сводный план проверок на 2016 год. По аналогичным основаниям приняты меры реагирования прокурорами Лебяжского и Сунского районов.

— Уголовная ответственность по таким делам предусмотрена?
— В случаях грубого нарушения прав предпринимателей, воспрепятствования законной предпринимательской деятельности ст. 169 УК РФ устанавливает уголовную ответственность должностных лиц органов власти и местного самоуправления.
В 2016 году по результатам расследования в суд направлено инициированное прокуратурой области уголовное дело по ч.1 ст.169 УК РФ в отношении начальника МКУ «Дирекция дорожного хозяйства города Кирова» Кошкина П.В. по факту отказа им в выдаче строительной фирме ООО «Маяковская» справки о выполнении поверхностного водоотведения и благоустройства дома № 55 по ул. Солнечной гор. Кирова. Необоснованный отказ в выдаче справки, являющейся обязательной при принятии решения о вводе дома в эксплуатацию, ограничил права и законные интересы ООО «Маяковская», связанные с исполнением обязательств по договорам с участниками долевого строительства. Уголовное дело находится на рассмотрении в суде.

— С какими проблемами сталкиваются прокуроры на местах, особенно в районах области?
— Сокращение проверочной нагрузки не исключило в деятельности контролирующих органов ряда недостатков. По-прежнему прокуроры сталкиваются с нарушениями органами контроля порядка организации проведения проверок и оформления их результатов, ненадлежащим уведомлением хозяйствующих субъектов о проведении плановых и внеплановых проверок, нарушением сроков проведения проверок, административного законодательства при применении мер административного воздействия, проведением контролирующими органами внеплановых выездных проверок в отсутствие законных оснований.

— Какие шаги предпринимаются органами прокуратуры по поддержке регионального бизнеса?
— В регионе, как и в стране, имеется проблема несвоевременной оплаты государственными и муниципальными заказчиками работ, которые были выполнены предпринимателями. Прокурорам пришлось жестко ставить вопрос о наказании виновных и привлечении к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц. Это улучшило динамику оплаты заказчиками выполненных работ и оказанных услуг — с марта 2016 года задолженность сократилась на 63,3 млн рублей.
В ряде случаев задолженность по оплате исполненных муниципальных контрактов возникла в связи с отсутствием у муниципальных заказчиков необходимых бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств на момент их заключения.
К примеру, прокуратурой г. Кирова выявлен факт заключения МКУ «Управление капитального строительства города Кирова» в отсутствие бюджетных ассигнований 3 муниципальных контрактов на строительство зданий детских дошкольных учреждений. Общая сумма не обеспеченных финансовых обязательств составила 280,4 млн. рублей. По результатам проверки в отношении директора МКУ «Управление капитального строительства города Кирова» Машкина Ю.Г. возбуждено административное производство по ст. 15.15.10 КоАП РФ (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств).

— Существует практика реагирования на мнения общественных организаций, защищающих права бизнеса?
— Органы прокуратуры постоянно взаимодействуют с институтами гражданского общества. Заключены соглашения с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кировской области, Вятской ТПП, общественными организациями по защите прав предпринимателей в регионе. Одной из форм взаимодействия бизнеса и власти по-прежнему остается Общественный совет по защите свободы экономической деятельности МСП при прокуратуре области. По его решениям принимаются меры прокурорского реагирования. В числе последних — задержка оформления прав сельхозорганизаций при приобретении земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.

Похожие статьи